A/RES/71/144

РЕЗОЛЮЦИЯ 71/144,
принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций "О состоянии Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 года, касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов"

13 декабря 2016 года

[по докладу Шестого комитета (А/71/512)]

Генеральная Ассамблея,

ссылаясь на свои принимаемые на двухгодичной основе резолюции по вопросу о состоянии Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 года, касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов, включая свою резолюцию 69/120 от 10 декабря 2014 года,

рассмотрев доклад Генерального секретаря1,


1 A/71/183 и Add. 1.

подтверждая непреходящую ценность установленных гуманитарных норм, относящихся к вооруженным конфликтам, и необходимость соблюдать эти нормы и обеспечивать их соблюдение при любых обстоятельствах в рамках соответствующих международных документов до скорейшего прекращения таких конфликтов,

подчеркивая необходимость укрепления существующего свода норм международного гуманитарного права посредством его всеобщего признания и необходимость широкого распространения информации о таком праве и его применения в полном объеме на национальном уровне и выражая обеспокоенность по поводу всех нарушений Женевских конвенций 19492 года и Дополнительных протоколов3,


2 United Nations, Treaty Series, vol. 75, Nos. 970 - 973.
3 Ibid., vol. 1125, Nos. 17512 and 17513, and vol. 2404, No. 43425.

призывая государства-члены как можно шире распространять знания о международном гуманитарном праве и призывая все стороны в вооруженных конфликтах применять международное гуманитарное право,

с удовлетворением отмечая рост числа национальных комиссий и других органов, занимающихся оказанием консультационной помощи властям на национальном уровне по вопросам соблюдения норм международного гуманитарного права, распространения информации о них и развития этой отрасли права,

с удовлетворением отмечая также совещания представителей таких органов, организуемые Международным комитетом Красного Креста совместно с соответствующими партнерами, такими как национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца, в целях содействия обмену конкретным опытом и обмену мнениями об их роли и задачах, которые стоят перед ними,

подчеркивая возможность использования в связи с вооруженными конфликтами Международной гуманитарной комиссии по установлению фактов в соответствии со статьей 90 Протокола I4 к Женевским конвенциям,


4 Ibid. vol. 1125, No. 17512.

подчеркивая также возможность того, что Международная гуманитарная комиссия по установлению фактов будет содействовать, путем оказания добрых услуг, восстановлению уважительного отношения к Женевским конвенциям и Протоколу I,

принимая к сведению тот факт, что в пунктах 8 и 9 своей резолюции 1894 (2009) от 11 ноября 2009 года о защите гражданских лиц в вооруженном конфликте Совет Безопасности отметил широкий диапазон существующих методов, используемых в каждом отдельном случае для сбора информации о предполагаемых нарушениях применимых норм международного права, касающихся защиты гражданских лиц, особо выделил в этой связи важность получения своевременной, объективной, достоверной и надежной информации и рассматривал возможность использования в этих целях Международной гуманитарной комиссии по установлению фактов, предусмотренной в статье 90 Протокола I,

отмечая с признательностью роль Международного комитета Красного Креста в содействии обеспечению и предоставлении защиты жертвам вооруженных конфликтов,

отмечая с признательностью также продолжающиеся усилия Международного комитета Красного Креста по пропаганде и популяризации международного гуманитарного права, в частности Женевских конвенций и Дополнительных протоколов,

отмечая особые обязанности национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, оказывающих содействие властям их соответствующих государств в гуманитарной области, сотрудничать с их правительствами и оказывать им помощь в пропаганде, распространении и осуществлении норм международного гуманитарного права,

приветствуя факт всеобщего присоединения к Женевским конвенциям 1949 года,

ссылаясь на настоятельную необходимость повышения степени соблюдения норм международного гуманитарного права, признанную всеми государствами на тридцать второй Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца, проходившей в Женеве 8 - 10 декабря 2015 года,

приветствуя продолжающееся взаимодействие государств в рамках межправительственного процесса и напоминая о том, что его движущей силой являются государства, что он основывается на консенсусе и направлен на поиск путей повышения эффективности осуществления норм международного гуманитарного права,

отмечая тесное сотрудничество между Международным комитетом Красного Креста и государствами, направленное на дальнейшее укрепление норм международного гуманитарного права, касающихся защиты лиц, лишившихся свободы в связи с вооруженным конфликтом,

отмечая также работу, проделанную Международным комитетом Красного Креста в связи с сексуальным насилием в условиях вооруженного конфликта,

отмечая далее работу, проделанную государствами, Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца и другими действующими лицами в рамках проекта "Оказание медицинской помощи под угрозой", направленного на обеспечение более надежного оказания медицинской помощи и доступа к ней,

призывая все стороны вооруженных конфликтов уважать и защищать раненых и больных, а также медицинский персонал, гуманитарный персонал, выполняющий исключительно медицинские обязанности, и его транспортные средства и оборудование, а также больницы и другие медицинские учреждения в ходе вооруженного конфликта в соответствии с их обязательствами по международному гуманитарному праву,

отмечая серьезную озабоченность, выраженную государствами, относительно гуманитарных последствий применения кассетных боеприпасов и отмечая вступление в силу 1 августа 2010 года Конвенции по кассетным боеприпасам5,


5 Ibid., vol. 2688, No. 47713.

отмечая также вступление в силу 24 декабря 2014 года Договора о торговле оружием6,


6 См. резолюцию 67/234 B.

приветствуя важный вклад в дело защиты жертв вооруженных конфликтов, который внесли активные обсуждения, вызванные опубликованием в 2005 году исследования Международного комитета Красного Креста по международному обычному гуманитарному праву, а также другие недавние инициативы Комитета, приветствуя также его усилия по регулярному обновлению своей базы данных по международному обычному гуманитарному праву и рассчитывая на проведение дальнейших конструктивных обсуждений по этому вопросу,

признавая тот факт, что Римский статут Международного уголовного суда7 охватывает самые серьезные преступления по международному гуманитарному праву, вызывающие озабоченность международного сообщества, и что Римский статут, в котором напоминается, что обязанностью каждого государства является осуществление его уголовной юрисдикции над лицами, несущими ответственность за такие преступления, является свидетельством решимости международного сообщества положить конец безнаказанности лиц, совершающих такие преступления, и тем самым способствовать их предупреждению,


7 United Nations, Treaty Series, vol. 2187, No. 38544.

отмечая поправки к статье 8 Римского статута Международного уголовного суда, касающейся военных преступлений согласно Римскому статуту, принятые 10 июня 2010 года на Конференции по обзору Римского статута, состоявшейся 31 мая - 11 июня 2010 года в Кампале,

признавая полезность обсуждения в Генеральной Ассамблее состояния документов в области международного гуманитарного права, касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов,

1. приветствует всеобщее признание Женевских конвенций 1949 года2 и отмечает тенденцию к столь же широкому признанию двух Дополнительных протоколов 1977 года в контексте их предстоящей сороковой годовщины8;


8 Ibid., vol. 1125, Nos. 17512 and 17513.

2. обращается с призывом ко всем государствам - участникам Женевских конвенций, которые еще не сделали этого, рассмотреть вопрос о том, чтобы как можно скорее стать участниками Дополнительных протоколов3;

3. призывает все государства, уже являющиеся участниками Протокола I4, или государства, не являющиеся его участниками, при вступлении в число участников Протокола I сделать заявление, предусмотренное статьей 90 этого Протокола, и рассмотреть возможность использования, где это уместно, услуг Международной гуманитарной комиссии по установлению фактов в соответствии с положениями статьи 90 Протокола I;

4. призывает все государства, которые еще не сделали этого, рассмотреть вопрос о том, чтобы стать участниками Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и двух Протоколов к ней9, а также других соответствующих договоров в области международного гуманитарного права, касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов;


9 Ibid., vol. 249, No. 3511, and vol. 2253, No. 3511.

5. призывает государства рассмотреть вопрос о том, чтобы стать участниками Факультативного протокола к Конвенции о правах ребенка, касающегося участия детей в вооруженных конфликтах10;


10 Ibid., vol. 2173, No. 27531.

6. призывает все государства - участники Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям обеспечивать широкое распространение информации о них и их осуществление в полном объеме;

7. подтверждает необходимость более эффективного соблюдения норм международного гуманитарного права и поддерживает их дальнейшее укрепление и развитие;

8. с признательностью отмечает 10 резолюций, принятых на тридцать второй Международной конференции Красного Креста и Красного Полумесяца, проходившей в Женеве 8 - 10 декабря 2015 года, в частности резолюции 1 - 4, напоминает об их важности, а также о важности содержащихся в них рекомендаций в отношении дальнейших действий, для укрепления международного гуманитарного права и с удовлетворением отмечает в этой связи резолюцию 2, озаглавленную "Усиление соблюдения международного гуманитарного права", в которой Конференция, в частности, рекомендовала продолжить инклюзивный, осуществляемый под руководством государств межправительственный процесс на основе консенсуса и в соответствии с руководящими принципами консультационного процесса в целях достижения согласия в отношении параметров и функций потенциального форума государств и изыскания путей активизации осуществления норм международного гуманитарного права;

9. приветствует деятельность Консультативной службы по вопросам международного гуманитарного права Международного комитета Красного Креста по оказанию поддержки усилиям государств-членов, принимающих законодательные и административные меры для осуществления норм международного гуманитарного права, и по содействию обмену между правительствами информацией об этих усилиях и напоминает государствам-членам о возможности использовать руководство по вопросам осуществления на внутригосударственном уровне норм международного гуманитарного права;

10. приветствует также рост числа национальных комиссий и комитетов, занимающихся вопросами соблюдения норм международного гуманитарного права, и их работу по содействию включению положений договоров в области международного гуманитарного права в национальное законодательство и распространению информации о нормах международного гуманитарного права и призывает государства-члены, которые еще не сделали этого, рассмотреть вопрос о создании национальных комиссий или комитетов, при поддержке национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, в соответствующих случаях, для консультирования правительств и оказания им помощи в осуществлении норм международного гуманитарного права и распространения знаний о нем;

11. просит Генерального секретаря представить Генеральной Ассамблее на ее семьдесят третьей сессии всеобъемлющий доклад о состоянии Дополнительных протоколов, касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов, а также о мерах, принимаемых для укрепления существующего свода норм международного гуманитарного права, в частности в том, что касается распространения информации о нем и его осуществления в полном объеме на национальном уровне, на основе информации, полученной от государств-членов и Международного комитета Красного Креста;

12. рекомендует государствам-членам и Международному комитету Красного Креста при препровождении Генеральному секретарю информации уделять основное внимание новым событиям и мероприятиям, имевшим место в течение отчетного периода;

13. рекомендует государствам-членам изучить пути содействия процессу представления информации для будущих докладов Генерального секретаря и в этом контексте рассмотреть возможность использования вопросника, разработанного государствами-членами при поддержке Международного комитета Красного Креста, и, в надлежащих случаях, в консультации с Секретариатом для представления Генеральной Ассамблее на ее семьдесят третьей сессии;

14. постановляет включить в предварительную повестку дня своей семьдесят третьей сессии пункт, озаглавленный "О состоянии Дополнительных протоколов к Женевским конвенциям 1949 года, касающихся защиты жертв вооруженных конфликтов".

 

62-е пленарное заседание,
13 декабря 2016 года

Семьдесят первая сессия
Пункт 81 повестки дня


 
Copyright © 2006-2018 epicentre.com.ua. All rights reserved.